Комплекс «Большой Эфир» для Триколор-ТВ: 12 каналов вещания и стриминга

Комплекс предназначен для ретрансляции спортивных программ и различных шоу как в режиме «прямого» эфира, так и с записью, задержкой, монтажом и многослойным оформлением: полный технологический цикл от приёма до формирования IP-потоков. Проект реализован во 2-м квартале 2021 года.

Прием и декодирование стримов

Новый комплекс способен принимать весь спектр распространенных сегодня сигналов: HD и 3G SDI, IP-потоки UDP/SRT/RTMP/HLS форматов 1080p50/60 и 1080i50/60, с цветовыми пространствами SDR и HDR. 12 сигналов прямых трансляций одновременно подаются на входы трех пар серверов SL NEO основного и резервного полукомплектов. После декодирования серверами входных сигналов до уровня uncompressed и если необходимо, приведения значения частоты смены кадров до 50i (50 полей или 25 к/с), они могут быть поданы либо в прямой эфир, либо на запись.

Запись и монтаж

После старта записи, через 1 секунду материалы становятся доступны для эфирного воспроизведения с задержкой, либо для монтажа (используется технология «растущего файла»). Для монтажа используется клиентское приложение NewsCut, работающее с proxy-копиями в БД серверов, без копирования файлов на станцию монтажа и обратно на сервер. Удобство работы обеспечивает набор Hot Keys с возможностью редактирования сочетаний клавиш. Поддержка Hot Keys позволяет использовать монтажные USB Jog-Shuttle контроллеры и клавиатуры для работы с видео.

Результаты монтажа сохраняются в БД серверов, как «монтажные клипы», а фактически — текстовые XML-описания проекта. Сразу после окончания сборки материалы доступны для воспроизведения в эфир. Рендеринг монтажных клипов с эффектами и графикой осуществляется серверами в режиме реального времени при воспроизведении, помимо этого результат монтажа может быть просчитан и сохранен в файл.

Воспроизведение и графическое оформление

Воспроизведение производится по стандартной технологии на базе play-листов. За управление отвечает клиентское приложение Air Manager. Для каждого канала вещания отображается play-лист, в котором для каждого эфирного события задается источник — канал файлового воспроизведения сервера или внешняя линия. В соответствии с указанной в play-листе очередностью событий, серверный модуль Program Player ставит на воспроизведение файловые материалы и производит программную коммутацию внешних линий в программу. Play-листы загружаются из трафик-системы Провис, Exсel-файлов, либо готовятся во встроенном редакторе play-листов.

Каждому основному событию в play-листе могут быть сопоставлены так называемые «подчиненные» или «вторичные» события. В качестве подчиненного события может быть использована графическая композиция, старт воспроизведения которой привязан к старту основного события — таким образом формируется оформление каналов, работающее полностью в автоматическом режиме.

Кодирование и стриминг

Вещательные серверы формируют 12 программных SDI сигналов, для кодирования 4-х программ из SDI в IP используется кодер SL NEO серии 9000 Sky Media Encoder, способный сформировать более 20-ти потоков HD H.264 (протоколы UDP/RTP/RTSP, HLS, RTMP). Каждый поток может транслироваться в разные места назначения: Facebook, YouTube или сети CDN.

В кодерах SL NEO серии 9000 Sky Media Encoder реализована поддержка аппаратного кодирования на GPU. Использование GPU NVIDIA Quadro P2200 позволяет сформировать 6 потоков формата 1080p50, либо 12 потоков формата 1080i50. GPU NVIDIA Quadro RTX 4000 позволяет сформировать до 8-и потоков формата 1080p50.